Воскресенье, 19.11.2017

Меню сайта
Меню сайта
Консультация у дефектолога [1]
В кресле у психолога [14]
Логопедия: вопрос-ответ [11]
Социальный педагог рекомендует [4]
Публичный отчет [5]
Отчет о работе центра
Программы [0]
Меню сайта
Оцените мой сайт
Всего ответов: 114
Меню сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Меню сайта
Главная » Статьи » Логопедия: вопрос-ответ

Коррекция заикания у детей. Развитие выразительной речи у заикающихся дошкольников



 Щербинина О.Е. 

учитель – логопед ГБОУ ЦППРК  Петродворцового района Санкт – Петербурга «Доверие»


Значение  живого устного слова неоспоримо, ведь лекция, доклад, беседа, выступление стали повседневным явлением в нашей жизни. Устная речь имеет большой запас для передачи мыслей и чувств: это и мимика, и жесты, и интонация. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слова и выражает иногда больше, чем слова. С помощью интонации можно передавать различные чувства, в том числе можно придать словам смысл, противоположный тому, который они выражают.

Под интонацией понимают одно из основных фонетических средств оформления высказывания как совокупность просодических компонентов, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения. В любом высказывании или его части (предложении) можно выделить следующие компоненты: 

·         Мелодику – относительное изменение высоты основного тона голоса (его понижение или повышение);

·         Интенсивность – ударение смысловое, словесное;

·         Темп - протекание речи во времени

·         Ритм – звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных слогов;

·         Паузу – перерыв в процессе речи;

·         Тембр – специфическая, индивидуальная окраска голоса.

Все эти компоненты – звуковая оболочка речи и звучания, материальное воплощение содержания, смысла речи. Они взаимосвязаны и реально существуют в единстве.

Особое значение речь взрослого приобретет в процессе обучения детей родному языку, поскольку дошкольник усваивает язык практически, по подражанию, заимствуя у окружающих и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить, и мимику. Речь взрослого для ребенка – образец принятого употребления языковых средств.

Педагог должен всегда заботиться о выразительной стороне своей речи. Маленькие слушатели (дети) в своем собеседнике хотят видеть не чтеца – декламатора, а заинтересованного очевидца. Это качество импонирует малышам. Когда взрослый говорит увлеченно, сопровождая речь соответствующей мимикой, меняя тембр голоса, дети слушают сказку, затаив дыхание. Когда они видят  лицо рассказчика, его эмоции, дети лучше понимают историю, могут составить мнение о ее персонажах и, может быть, в дальнейшем используют как образец для подражания.

Дошкольный возраст оптимален для усвоения родного языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. При заикании мы наблюдаем другую картину. По мнению В.И. Селиванова «отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребенка становится вялой, тусклой, тихой, невыразительной». Другие исследователи (Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова) отмечают интонационную обедненность, невыразительность речи заикающихся.

 Мы часто сможем наблюдать, что эмоциональность, выразительность речи, живость эмоций часто проявляются у дошкольников в игре и в свободном общении и угасают в вынужденной ситуации (например, когда педагог просит рассказать выразительно сказку, передать характер и настроение героев.) При составлении рассказов, связных высказываний или при построении ответов ходе беседы со взрослым ребенок замыкается, комплексует. Его речь становится тихой, монотонной. Больше возможностей в этом отношении имеют пересказы. Это связано с тем, что дети получают образец речи взрослого и подражают его мимике, интонации. Зачастую проявление эмоций, живо и выразительно дающееся младшим дошкольникам, в меньшей мере или вообще не выполняется  детьми более старшего возраста. Зависит это от индивидуальных психических особенностей ребенка. Наиболее же часто так происходит с детьми, осознающими и очень болезненно  переживающими свой дефект,  стремящимися его скрыть, завуалировать тихой, монотонной, невыразительной речью.

В каждой группе есть дети с эмоциональной, яркой речью, которые самостоятельно используют основные элементы выразительности, часто помогают своим товарищам произнести ту или иную реплику,  показать ситуацию.

Наблюдения позволяют выделить среди дошкольников несколько групп:

1.      Дети с выраженной эмоциональной речью, не комплексующие и не стесняющиеся в присутствии сверстников или взрослых;

2.      Дети, проявляющие живость и выразительность лишь в кругу хорошо знакомых и близких людей; в новой же обстановке они теряются, конфузятся, замыкаются;

3.      Дети безынициативные, с невыразительной речью и мимикой, скованные, но легко подражающие средствам выразительности взрослого и в ходе тренировочных упражнений в дальнейшем;

4.      Дети, имеющие очень низкие внешние эмоциональные проявления, отказывающиеся выступать публично.

Если соотнести эти группы с заикающимися детьми, объединив их по степени фиксированности на своем дефекте, то можно отметить следующее:

1 группа –нулевая степень;

2 и 3 группы – умеренная степень;

4 группа – выраженная степень.

Заикание – это, прежде всего, расстройство, которое проявляется в виде различных запинок (остановок речи, повторов элементов и некоторых других). Если внимательно прислушаться к речи друг друга, то можно обнаружить отдельные запинки у каждого человека. Для большинства людей – это исключение, для заикающихся правило. Количество запинок может быть разным у заикающихся и в некоторых случаях у одного и того же человека в различных ситуациях

Г.А.Волкова в своих исследованиях показала, что формировать выразительную речь у заикающихся детей можно  осуществлять с помощью игры и отдельных игровых упражнений. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности.

Особо надо выделить театрализованные игры с сюжетным замыслом и ролевыми действиями. Одна из ведущих ролей в них принадлежит логопеду. Дети вначале будут только зрителями. Речь логопеда на этом этапе служит им образцом для подражания. Они стараются прочувствовать интонации, особенно построенные на контрастах. Постепенно творческая активность детей возрастает, у них развивается мелодико – интонационная выразительность, плавность речи.

Кроме театрализованных игр развитию выразительности речи могут способствовать и другие виды игр: подвижные, словесные, дидактические, а также игровые упражнения, которые могут использоваться самостоятельно, так и включаться в какие – либо занятия. 

Прежде чем развивать у ребенка мимическую выразительность, следует сначала научить его узнавать, а затем и воспроизводить, передавать эмоциональные состояния при помощи мимики.

Игры и игровые упражнения на развитие мимики

v Настроение

Карточки с изображенными на них пиктограммами перевернуты вниз изображениями. Ребенок  берет одну из карточек и с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически представленное на карточке

v Какой фрукт, овощ едят дети

Взрослый произносит фразу, например: «Ты откусил кислый лимон (сладкое яблоко) т.д.»  дети изображают мимикой эмоциональное состояние

v Выбери ребенка

Взрослый читает стихотворения или отрывки из стихотворений, например «Доктор Айболит». Детям предлагается выбрать нужную картинку среди изображений веселого, грустного, испуганного злого ребенка, соответствующего настроению персонажей стиха 

v Мимический диктант

Взрослый читает эмоционально окрашенный текст, по ходу которого дети выставляют карточки – пиктограммы с соответствующими мимическими выражениями и сами воспроизводят их

«Малыш пошел гулять. Ласково светит солнышко. Малышу тепло и приятно. Он увидел цветок. Какой он красивый. Как хорошо пахнет. Вдруг прилетела пчела. А вдруг она ужалит.» и т.д

Можно предложить детям разыграть сценки, где необходимо подчеркивать особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как  ребенок нашел  большой гриб  и удивился, как испугался большого жука и т.д.

Эти упражнения проводятся уже в период режима молчания, когда активное речевое общение ограничивается. Формируя у заикающихся детей длительный плавный озвученный выдох, нужно начинать работу по развитию интонационной выразительности. Можно предложить упражнения:

o   На изменение силы голоса

o   Высоты голоса (кошка и котята, медведица и медвежата и т.д)

o   Тембровой окраски (3 медведя, «Теремок» )

Одновременно детей учат интонациям вопроса, удивления, радости, гнева и т.д.

Игровые упражнения на формирование высказываний

По мере увеличения речевых возможностей детей меняется и содержание игр. Теперь они включают в себя детские высказывания, окрашенные интонационно и мимически.

v  Повтори фразу

Ребенок повторяет предложенную или самостоятельно составленную фразу с интонацией, соответствующей  пиктограмме, которую он выбрал

v Сломанный телевизор

v Дети составляют предложение или рассказ по предметной или сюжетной картинке, передавая заданное эмоциональное состояние

v  Прочитай письмо

Дети составляют рассказ (письмо) по двум – трем эмоциональным состояниям, изображенных на карточках - пиктограммах

v  Маски

Задавая вопросы типа: «Я веселый? Я грустный?», ребенок узнает свою маску и затем повторяет фразу (отвечает на вопрос, рассказывает стихотворение) с соответствующей интонацией

 

Упражнения на внешнее проявление эмоций и интонирование фраз можно проводить как на занятии, так и в свободное время. Можно порадоваться приходу выздоровевшего ребенка, восхититься доброму поступку, удивиться красотой природы и т.д. Именно от систематической и кропотливой работы логопеда зависит то,  овладеет ли ребенок яркой, эмоциональной речью, будут ли использовать в ней  все средства выразительности.

 

Список используемой литературы

1.      Алябьева Е.А.  Психогимнастика в детском саду. М., 2003

2.      Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия . Заикание. М.,2003

3.      Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М. 1983

4.      Калягин В.А. Если ребенок заикается. СПб, 1998

5.      Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников: Занятия. Игры. М.2000

6.      Селиверстов В.И. Заикание у детей. М., 2002

 

Категория: Логопедия: вопрос-ответ | Добавил: doverie-lomonosov (06.10.2013)
Просмотров: 1903 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Используются технологии uCoz