Воскресенье, 19.11.2017

Меню сайта
Меню сайта
Консультация у дефектолога [1]
В кресле у психолога [14]
Логопедия: вопрос-ответ [11]
Социальный педагог рекомендует [4]
Публичный отчет [5]
Отчет о работе центра
Программы [0]
Меню сайта
Оцените мой сайт
Всего ответов: 114
Меню сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Меню сайта
Главная » Статьи » Логопедия: вопрос-ответ

Нарушение словообразования у дошкольников и словотворчество

 Щербинина О.Е., учитель-логопед ГБОУ ЦППРК Петродворцового района "Доверие"

Мы, взрослые, даем детям множество стереотипов, которые служат им шаблонами. Но вот вдруг слышим: «Бабушка, мы дарим тебе три духа» (набор из трех флаконов духов). «Ты это иголком сошила?»  «Посмотри, какое стадо черников»

    Это ошибки, которые связаны с недостаточным усвоением языка. Некоторые из этих ошибок очень распространены и закономерно повторяются в детской речи. Закономерности ошибок в детской речи важно знать для понимания процесса развития речи. Кроме того, взрослые должны знать, как относиться к этим ошибкам. Какие ошибки наиболее типичны?

    В отношении глаголов наиболее частыми ошибками является построение глагольных форм по образцу одной, наиболее легкой для ребенка. Например, все дети в определенном возрасте говорят: «Вставаю, лежаю, жеваю». Такая форма не изобретена ребенком, он ведь постоянно слышит: «Ломаю, засыпаю» и, конечно, ребенок использует одну стандартную форму глагола. Кроме того, артикуляция слова «лизаю» легче слова «лижу». Поэтому, несмотря на поправки взрослого, ребенок упорно говорит по-своему. То есть, в основе этих ошибок   лежит подражание часто употребляемой форме глагола, по образцу которой ребенок изменяет все глаголы. Иногда такое подражание происходит по образцу только что услышанной  формы глагола. Мать: «вставай. Я тебя давно бужу» - «Нет, я ещё поспу»;  Мама: «Чт ты мне мешаешь?» - «А что ты все лежаешь и лежаешь?»

   Ученые, изучавшие развитие речи, отметили, что когда ребенок осваивает какую –нибудь одну форму языкового значения, то далее он распространяет ее на другие. Иногда это обобщение такой формы оказывается правильным. Иногда – нет. Гвоздев указывает, у маленьких детей очень часто наблюдается употребление прошедшего времени глагола только в женском роде. «Я попила чай», «Я пошла» - говорят мальчики. Причина этой частой ошибки неясна. Возможно, она лежит в большей легкости артикуляции. Дети встречают много трудностей, когда начинают изменять имена существительные по падежам. Ну, в самом деле, почему столы – столов, а стулья – уже стульев.

   Не справляясь с трудностью грамматики русского языка, малыш образует падежные окончания по какому- нибудь уже усвоенному образцу.  

   Когда в речи ребенка появляется творительный падеж, ребенок долгое время образует его по шаблонной схеме путем присоединения к корню существительного окончания –ом, независимо от рода существительного: иголком, кошком, ложком и т.д., то есть по образцу склонения имен существительных  мужского рода. Дети постоянно делают ошибки в родовых окончаниях имен существительных: людиха – женщина, лошадиха – лошадь, коров – бык.

   Очень типичны ошибки, которые дети делают в употреблении сравнительной степени прилагательных. В этом случае четко проявляется подражание ранее усвоенной форме. Мы говорим: «Длиннее, смешнее», дети говорят: «Хорошее, плохее, высокее, короткее».

   Иногда дети могут образовать сравнительную степень даже от существительных («У нас есьт в саду сосны.- А наш сад соснее»). Эти примеры показывают, что типичные ошибки в детской речи связаны с тем, что грамматические формы образуются по немногим, ранее усвоенным образцам. Это значит, что классы слов  с соответствующими им грамматическими отношениями ещё не четко разделены, они имеют пока примитивный, обобщенный характер. Только постепенно, когда такое разделение станет четким, будут тонко выделены и грамматические формы. Часто взрослые ограничиваются тем, что посмеются над забавным искажением слова. Когда ошибки в речи носят случайный характер, на них не стоит фиксировать внимания. Те ошибки, которые являются типичными (образование творительного падежа с помощью окончания -ом, независимо то рода; окончание -ее в сравнительной степени прилагательных), нужно обязательно поправить. Нельзя смеяться, дразнить. Не следует и пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдоты в присутствии детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых и начинают коверкать слова специально. Самое лучшее – спокойно поправить ребенка.

   Из вопроса об ошибках вытекает другой вопрос – о детском словотворчестве. В двух этих явлениях – ошибках и словотворчестве – много общего, и во внешних проявлениях и в механизмах возникновения. Для нас очевидно, что большую часть слов ребенок заучивает путем подражания. Но если внимательно прислушаться к детской речи, мы заметим множество слов, которые дети как – будто не могли заимствовать из речи взрослых.

   «Я правдун», «Фу, какая капота» (о дожде). Мать хвалит дочку 5 лет за то, что она подмела пол. «Ты у меня такая самостоятельная» - «Я самостоятельная, самолежательная и самосидетельная». Появление таких новых слов и называется словотворчеством. Словообразование составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Исследования показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодами усиленного словотворчества. При этом оказывается, что некоторые «новые» слова  наблюдаются в речи почти всех детей (всехний, всамделишный), другие встречаются у одних и не отмечаются у других («Мама, моя ты мояшечка», «Какой ты правдун, папа»). Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества. Что же представляет эта удивительная способность детей создавать новые слова? Почему взрослым словотворчество так трудно, а дети радуют, смешат и удивляют нас множеством новых слов, построенных по всем законам русского языка, которым ребенок ещё только-только начинает овладевать. Посмотрим, как проявляется словотворчество в речи детей. Психолог Ушакова занималась этим вопросом. Она выделила 3 основных принципа, по которым дети образуют новые слова:

1.                 Часть какого – нибудь слова используется как целое слово («осколки» слов);

2.                 К корню одного слова прибавляется окончание другого слова («чужие окончания»);

3.                 Одно слово составляется из двух частей (синтетические слова)

Например:

1.             Слова – осколки

Лепь – то, что слеплено (Мы лепили, лепили и получилась лепь)

Прыг – прыжок (Собака прыгнула большим прыгом)

Пах – запах (Бабушка, чем здесь пахнет? Какой здесь пах)

 

2.        Прибавление к корню чужих окончаний

  

Пургинки – снежинки (Пурга закончилась и остались одни пургинки)

Помогание – помощь (Самому одеваться без помогания)

Рваность – дырка (Я не вижу, где на кофте рваность)

Правдун – говорящий правду (Я правдун)

Иметель – тот, кто имеет

Сухота - сухость

3.      Синтетически

Ворунишка – вор и врунишка

Бананас – банан и ананас

Вкуски – вкусные куски

Бабезьяна – бабушка обезьяны

Всехлюдная – «Это не твоя воспитательница, она всехлюдная

     Гвоздев обращал внимание на то, что, начиная говорить, ребенок сначала вырывает ударный слог. Так вместо «молоко» ребенок произносит только «ко», потом «моко» и «молоко». Отсюда «осколки» в речи детей. Второй способ создания ребенком новых слов также очень распространен. Эти слова звучат особенно своеобразно – «пургинки», «добрость», «умность», «пахнючий», «радованье». Мы, взрослые, не говорим таких слов. Но если вспомнить, то от нас дети получают образцы для создания таких словообразований. Поэтому и здесь в конечном счете действует механизм подражания. Ведь «пургинку» ребенок создал по образцу слова «снежинка». Ведь в русском языке много слов, похожих на «горькоту» и «пахноту», например, глухота, дурнота, теснота. В некоторых случаях ребенок, услышав какую-то словесную форму, сейчас же подражательно создает слово. (Какое это наказанье, что из-за кашля ты не можешь идти в садик. – Ребенок: «Это не наказанье, а сплошное радованье»)

   Интересно также посмотреть, как создаются «синтетические» слова. В таком случае, как «ворунишка», «бананас», происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: вор – врунишка, банан – ананас. Иначе соединяются те слова, которые звучат различно, но постоянно употребляются вместе, (например, «чай» и «пить») получается глагол «чайпить», «вынь» и «возьми» - «выньми мне занозу».

    Эти слова строятся по тому же принципу, что и синтетические слова взрослых – колхоз, совхоз и другие.

 

   ВЫВОД: Словотворчество как усвоение обычных слов родного языка имеет в своей основе подражание тем речевым шаблонам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно «новое» слово нельзя считать абсолютно оригинальным, в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено. Таким образом, усвоение речевых шаблонов и здесь является основой. Использование приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей строго соответствует  законам языка и грамматики. Когда дети достигают 5 лет, их словотворчество начинает угасать. Все реже и реже  мы слышим новые слова. Почему это происходит? Просто к 5 годам малыш уже прочно освоил те обороты речи, которые использует взрослый, теперь он тонко выделил различные грамматические формы и стал свободно ориентироваться  в том, какую из них и когда нужно применить. Так исчезают «моя мояшечка», «плохайка» и другие удивительные слова, которые придают такую прелесть речи маленького ребенка.

   Итак, словотворчество на определенном этапе развития детской речи представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм русского языка, в основе его лежат те же принципы работы мозга, что и в основе прямого усвоения того словесного материала, который мы сознательно даем нашим детям.
Категория: Логопедия: вопрос-ответ | Добавил: doverie-lomonosov (16.11.2013)
Просмотров: 1152 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Используются технологии uCoz