Щербинина О.Е., учитель-логопед ГБОУ ЦППРК Петродворцового района "Доверие"
Мы, взрослые,
даем детям множество стереотипов, которые служат им шаблонами. Но вот вдруг
слышим: «Бабушка, мы дарим тебе три духа» (набор из трех флаконов духов). «Ты
это иголком сошила?» «Посмотри, какое
стадо черников»
Это
ошибки, которые связаны с недостаточным усвоением языка. Некоторые из этих
ошибок очень распространены и закономерно повторяются в детской речи.
Закономерности ошибок в детской речи важно знать для понимания процесса развития
речи. Кроме того, взрослые должны знать, как относиться к этим ошибкам. Какие
ошибки наиболее типичны?
В отношении глаголов наиболее частыми
ошибками является построение глагольных форм по образцу одной, наиболее легкой
для ребенка. Например, все дети в определенном возрасте говорят: «Вставаю,
лежаю, жеваю». Такая форма не изобретена ребенком, он ведь постоянно слышит:
«Ломаю, засыпаю» и, конечно, ребенок использует одну стандартную форму глагола.
Кроме того, артикуляция слова «лизаю» легче слова «лижу». Поэтому, несмотря на
поправки взрослого, ребенок упорно говорит по-своему. То есть, в основе этих
ошибок лежит подражание часто употребляемой форме
глагола, по образцу которой ребенок изменяет все глаголы. Иногда такое
подражание происходит по образцу только что услышанной формы глагола. Мать: «вставай. Я тебя давно
бужу» - «Нет, я ещё поспу»; Мама: «Чт ты
мне мешаешь?» - «А что ты все лежаешь и лежаешь?»
Ученые, изучавшие развитие речи, отметили,
что когда ребенок осваивает какую –нибудь одну форму языкового значения, то
далее он распространяет ее на другие. Иногда это обобщение такой формы
оказывается правильным. Иногда – нет. Гвоздев указывает, у маленьких детей
очень часто наблюдается употребление прошедшего времени глагола только в
женском роде. «Я попила чай», «Я пошла» - говорят мальчики. Причина этой частой
ошибки неясна. Возможно, она лежит в большей легкости артикуляции. Дети
встречают много трудностей, когда начинают изменять имена существительные по
падежам. Ну, в самом деле, почему столы –
столов, а стулья – уже стульев.
Не справляясь с трудностью грамматики
русского языка, малыш образует падежные окончания по какому- нибудь уже
усвоенному образцу.
Когда в речи ребенка появляется творительный
падеж, ребенок долгое время образует его по шаблонной схеме путем присоединения
к корню существительного окончания –ом, независимо от рода существительного: иголком, кошком, ложком и т.д., то есть
по образцу склонения имен существительных
мужского рода. Дети постоянно делают ошибки в родовых окончаниях имен
существительных: людиха – женщина, лошадиха – лошадь, коров – бык.
Очень типичны ошибки, которые дети делают в
употреблении сравнительной степени прилагательных. В этом случае четко
проявляется подражание ранее усвоенной форме. Мы говорим: «Длиннее, смешнее»,
дети говорят: «Хорошее, плохее, высокее,
короткее».
Иногда дети могут образовать сравнительную
степень даже от существительных («У нас есьт в саду сосны.- А наш сад соснее»). Эти примеры
показывают, что типичные ошибки в детской речи связаны с тем, что
грамматические формы образуются по немногим, ранее усвоенным образцам. Это
значит, что классы слов с
соответствующими им грамматическими отношениями ещё не четко разделены, они имеют
пока примитивный, обобщенный характер. Только постепенно, когда такое
разделение станет четким, будут тонко выделены и грамматические формы. Часто
взрослые ограничиваются тем, что посмеются над забавным искажением слова. Когда
ошибки в речи носят случайный характер, на них не стоит фиксировать внимания.
Те ошибки, которые являются типичными (образование творительного падежа с
помощью окончания -ом, независимо то рода; окончание -ее в сравнительной
степени прилагательных), нужно обязательно поправить. Нельзя смеяться,
дразнить. Не следует и пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как
анекдоты в присутствии детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось
рассмешить взрослых и начинают коверкать слова специально. Самое лучшее –
спокойно поправить ребенка.
Из вопроса об ошибках вытекает другой вопрос
– о детском словотворчестве. В двух этих явлениях – ошибках и словотворчестве –
много общего, и во внешних проявлениях и в механизмах возникновения. Для нас
очевидно, что большую часть слов ребенок заучивает путем подражания. Но если
внимательно прислушаться к детской речи, мы заметим множество слов, которые
дети как – будто не могли заимствовать из речи взрослых.
«Я правдун»,
«Фу, какая капота» (о дожде). Мать
хвалит дочку 5 лет за то, что она подмела пол. «Ты у меня такая самостоятельная»
- «Я самостоятельная, самолежательная
и самосидетельная». Появление таких
новых слов и называется словотворчеством. Словообразование составляет одну из
важнейших особенностей развития речи ребенка. Исследования показывают, что
первые годы жизни ребенка являются периодами усиленного словотворчества. При
этом оказывается, что некоторые «новые» слова
наблюдаются в речи почти всех детей (всехний,
всамделишный), другие встречаются у одних и не отмечаются у других («Мама,
моя ты мояшечка», «Какой ты правдун, папа»). Чуковский подчеркивал
творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются
особенно ярко именно в процессе словотворчества. Что же представляет эта
удивительная способность детей создавать новые слова? Почему взрослым словотворчество
так трудно, а дети радуют, смешат и удивляют нас множеством новых слов,
построенных по всем законам русского языка, которым ребенок ещё только-только
начинает овладевать. Посмотрим, как проявляется словотворчество в речи детей.
Психолог Ушакова занималась этим вопросом. Она выделила 3 основных принципа, по
которым дети образуют новые слова:
1.
Часть какого – нибудь слова используется как целое
слово («осколки» слов);
2.
К корню одного слова прибавляется окончание другого
слова («чужие окончания»);
3.
Одно слово составляется из двух частей (синтетические
слова)
Например:
1.
Слова – осколки
Лепь – то,
что слеплено (Мы лепили, лепили и получилась лепь)
Прыг –
прыжок (Собака прыгнула большим прыгом)
Пах – запах
(Бабушка, чем здесь пахнет? Какой здесь пах)
2.
Прибавление к корню чужих окончаний
Пургинки –
снежинки (Пурга закончилась и остались одни пургинки)
Помогание –
помощь (Самому одеваться без помогания)
Рваность –
дырка (Я не вижу, где на кофте рваность)
Правдун –
говорящий правду (Я правдун)
Иметель –
тот, кто имеет
Сухота -
сухость
3.
Синтетически
Ворунишка –
вор и врунишка
Бананас –
банан и ананас
Вкуски –
вкусные куски
Бабезьяна –
бабушка обезьяны
Всехлюдная
– «Это не твоя воспитательница, она всехлюдная
Гвоздев обращал внимание на то, что,
начиная говорить, ребенок сначала вырывает ударный слог. Так вместо «молоко»
ребенок произносит только «ко», потом «моко» и «молоко». Отсюда «осколки» в
речи детей. Второй способ создания ребенком новых слов также очень
распространен. Эти слова звучат особенно своеобразно – «пургинки», «добрость», «умность», «пахнючий», «радованье». Мы,
взрослые, не говорим таких слов. Но если вспомнить, то от нас дети получают
образцы для создания таких словообразований. Поэтому и здесь в конечном счете
действует механизм подражания. Ведь «пургинку»
ребенок создал по образцу слова «снежинка». Ведь в русском языке много слов,
похожих на «горькоту» и «пахноту», например, глухота, дурнота,
теснота. В некоторых случаях ребенок, услышав какую-то словесную форму, сейчас
же подражательно создает слово. (Какое это наказанье, что из-за кашля ты не
можешь идти в садик. – Ребенок: «Это не наказанье, а сплошное радованье»)
Интересно также посмотреть, как создаются
«синтетические» слова. В таком случае, как «ворунишка»,
«бананас», происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно:
вор – врунишка, банан – ананас. Иначе соединяются те слова, которые звучат
различно, но постоянно употребляются вместе, (например, «чай» и «пить»)
получается глагол «чайпить», «вынь» и
«возьми» - «выньми мне занозу».
Эти слова строятся по тому же принципу, что
и синтетические слова взрослых – колхоз, совхоз и другие.
ВЫВОД:
Словотворчество как усвоение обычных слов родного языка имеет в своей основе
подражание тем речевым шаблонам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно
«новое» слово нельзя считать абсолютно оригинальным, в словаре ребенка
обязательно есть образец, по которому это слово и построено. Таким образом,
усвоение речевых шаблонов и здесь является основой. Использование приставок,
суффиксов, окончаний в новых словах детей строго соответствует законам языка и грамматики. Когда дети
достигают 5 лет, их словотворчество начинает угасать. Все реже и реже мы слышим новые слова. Почему это происходит?
Просто к 5 годам малыш уже прочно освоил те обороты речи, которые использует
взрослый, теперь он тонко выделил различные грамматические формы и стал
свободно ориентироваться в том, какую из
них и когда нужно применить. Так исчезают «моя мояшечка», «плохайка» и
другие удивительные слова, которые придают такую прелесть речи маленького
ребенка.
Итак, словотворчество на
определенном этапе развития детской речи представляет собой закономерное
явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм
русского языка, в основе его лежат те же принципы работы мозга, что и в основе
прямого усвоения того словесного материала, который мы сознательно даем нашим
детям.