При
поступлении в школу ребенок должен не только обладать определенным уровнем развития познавательных процессов, но и иметь
соответствующее возрасту моторное развитие. Главной причиной затруднения в
учебной работе является парциальное отставание познавательных и моторных
функций.
Исследования
показывают, что в 41% случаев школьных трудностей у детей отмечается
одновременно нарушение трех функций; в 35 % случаев – дефекты в двух функциях и
в 19 %-дефекты одной функции.
Интеллектуальная
неготовность к обучению приводит непосредственно к неуспешности учебных действий, невозможности понять и
выполнить требования учителя и, следовательно ,к низким оценкам .Своеобразным
вариантом интеллектуальной неготовности детей является вербализм. ..Вербализм
связан с высоким уровнем речевого развития и памяти на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. У таких детей речь развивается рано и
интенсивно .Они владеют сложными грамматическими конструкциями, богатым
словарным запасом .В то же время , предпочитая чисто вербальное общение со
взрослыми, дети недостаточно включаются в практическую деятельность, деловое
сотрудничество с родителями и игры с другими детьми. Вербализм приводит к
односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить
свои действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, что не
позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная работа с такими детьми требует
возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного возраста- игре,
конструированию, рисованию т.е. тем которые способствуют развитию образного
мышления
Дисграфия - нарушение письма – составляет
значительный процент среди нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых
школ .Это нарушение является серьезным препятствием в овладении учениками
грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики русского языка на
более поздних.
Некоторые родители и учителя считают дисграфические ошибки
нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумение слушать
учителя , невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т.д .
На самом деле в основе этих ошибок лежат
более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Основными симптомами дисграфии являются
специфические (т.е. не связанные с применением орфографических правил ) ошибки,
которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с
нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с
нерегулярностью его школьного обучения.
Выделяют три группы специфических ошибок:
·
ошибки на уровне буквы и слога;
·
ошибки на уровне слова;
·
ошибки на уровне предложения (словосочетания).
Для учащихся первых классов с выраженным
недоразвитием речи характерна несформированность лексико-грамматического строя
языка и фонетико-фонематической стороны речи. Это выражается в бедности
словарного запаса, неумении правильно строить предложение, грамматически
правильно оформлять его, последовательно передавать содержание рассказа,
выполнять анализ и синтез слов. Дети с такими нарушениями зачисляются на
занятия с учителем-логопедом на логопункте для профилактики дисграфии.
Учитывая, что первоклассники в течение года
еще не овладевают в достаточной степени
техникой чтения и письма, коррекционная работа начинается с формирования фразы
и связной речи.
Первый год коррекционной работы завершается
развитием навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Одна из главных задач учителя-логопеда - правильно
определить причины, лежащие в основе нарушения письма поскольку от этого
зависит и продолжительность коррекционной работы .А сама коррекционная работа тесно
связана с процессом обучения.
Учитель-логопед не дублер учителя и не
репетитор .Выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей
дефектов письменной речи ,учитель-логопед , создает базу для понимания и
правильного применения грамматических правил , и закрепляет учебный материал,
связанный с коррекционным процессом, который даст учитель. Например,
учитель-логопед вводит понятие «звонкие и глухие согласные» и осуществляет
работу по дифференциации звонких и глухих согласных. Параллельно он включает
задания на оглушение звонких согласных в конце и середине слова.
Взаимосвязь
коррекционного и обучающего процессов способствуют успешному усвоению учащимися
материала по русскому языку в целом. Учитывая то ,что дети-дисграфики уже с
первого класса отстают в овладении письмом, в умении применять на письме
грамматические правила, необходимо с первого класса начинать работу по
предупреждению дисграфии.
Для выявления будущих нарушений, в каждой школе (с
согласия родителей), проводится диагностика каждого первоклассника. Результаты
диагностики доводятся до каждого родителя и даются рекомендации. Некоторые дети
зачисляются по результатам диагностики на занятия с учителем-логопедом.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Если Ваш
ребёнок не имеет нарушений в
произношении звуков, не спешите
отказываться от консультации с
учителем-логопедом.
.ПОМОГИТЕ
СВОЕМУ РЕБЁНКУ СКОРЕЕ АДАПТИРОВАТЬСЯ В ШКОЛЕ
И ИЗБЕЖАТЬ БУДУЩИХ ТРУДНОСТЕЙ В УСВОЕНИИ
ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ!