Среда, 20.09.2017

Меню сайта
Меню сайта
Консультация у дефектолога [1]
В кресле у психолога [14]
Логопедия: вопрос-ответ [11]
Социальный педагог рекомендует [4]
Публичный отчет [5]
Отчет о работе центра
Программы [0]
Меню сайта
Оцените мой сайт
Всего ответов: 113
Меню сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Меню сайта
Главная » Статьи » В кресле у психолога

Боюсь или радуюсь?
       Педагог-психолог Надежда Михайловна Малик
 
        Если упростить до предела, можно смело утверждать, что всей человеческой жизнью управляют только две эмоции- страх и любовь. Любя, мы боимся за своих близких, а в страхе за жизнь любим все ее проявления.
 
        Нелегко найти человека, который никогда не испытывал чувство страха. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них, меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе, он испытывает трудности в межличностных отношениях, а в крайних случаях развитие личности переходит в патологическое.
 
        Помните пословицу: "У страха глаза велики"? Она о том, что незнакомые условия, предмет или существо кажутся нам более угрожающими, ведь мы еще не знаем, чего от них ждать. Что же конкретно можно сказать о страхе? Для удобства восприятия, определим основные термины.
 
        Страх - понятие более широкое. Оно включает в себя и внезапный испуг, и осознанное чувство, когда мы знаем чего ждать, но ничего хорошего будущее нам не предвещает. Например, страх наказания предполагает, что мы хорошо знакомы с предстоящей процедурой, но никакой радости по ее поводу не испытываем. Страх может быть навеян реальной ситуацией, а может быть внушен окружающими людьми.
 
        Внушенный страх - страх темноты, мифических существ, чужих людей и т.д. внушенные страхи- это все страхи, в которых реальная опасность усиливается воображением. Именно в их появлении чаще всего повинны взрослые. Вам приходилось говорить ребенку : «Ешь скорее, а то волк придет и утащит тебя в лес?» «Не бегай, упадешь!». Как правило, у малыша отпечатывается только вторая, более эмоционально окрашенная для него часть фразы.
 
       Испуг - это одномоментная реакция организма на появление неожиданного (чаще незнакомого) фактора.
 
       Когда мы описываем свое состояние перед значимым событием, часто вместо слово «страх», мы используем понятие «тревога». Вроде бы и симптомы те же (пульс сбит, желудок к горлу подкатывает, руки трясутся). 
 
        Тревога -это общее состояние ожидания неприятного события, которое отразится не столько на нашем здоровье, сколько на восприятии мира и самого себя. Согласитесь, к зубному врачу идти «страшно», а к начальству на ковер «тревожно». И это подводит нас к двум основополагающим угрозам, к которым восходят все существующие страхи- конкретной угрозе жизни и здоровью и ожидаемой угрозе самоутверждению, личному и социальному благополучию (здесь больше подходит термин «тревога») Впрочем, это разделение достаточно условно.
 
        Выделим еще личностно обусловленный страх. Он предопределен личностью ребенка, основными чертами его характера, особенностями психики. Так, мнительный, впечатлительный ребенок даст совсем другую реакцию на опасную ситуацию, чем его более «толстокожий» сверстник. Легко предположить, что у него воображаемых страхов будет больше, чем реальных, а острый испуг скорее перейдет в хроническую тревожность.
 
        В последнее время психологи отмечают рост числа устойчивых страхов, с которыми сам человек не можем справиться. Но в отличие от взрослых страхов, детские, если к ним правильно относиться, вовремя выяснить причины появления, могут исчезнуть бесследно.
 
        Возможные варианты причин появления детских страхов:
 
        1. Наличие страхов у родителей. Страхи взрослых очень часть передаются детям. Вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, причём большинство страхов передаётся детям неосознанно.
         2. Тревожность в отношениях с ребёнком. Разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, калечат её.
          3. Чрезмерное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками.
          4. Большое количество запретов со стороны одного родителя и полное предоставление свободы ребёнку другим родителем. То есть противоречия в вопросах воспитания родителей.
          5. Многочисленные нереализуемые угрозы со стороны членов семьи.
          6. Единственный ребенок в семье. Такие дети чаще всего становятся эпицентром родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребёнок находится в более тесном, эмоциональном контакте с родителями и перенимает их беспокойство. Родители, часто охваченные тревогой что-либо не успеть сделать для воспитания ребёнка, стремятся воспитать "гения". В результате у детей возникает страх не соответствовать требованиям родителей.
         7. Конфликты между родителями. Психологи отмечают, что дети младшего школьного возраста очень чувствительны к конфликтам, причём именно дети в возрасте 6-7 лет .  
         8. Одиночество, боль.
        9.Эмоциональная чувствительность, впечатлительность. Такие дети очень ранимы и уязвимы, всё принимают близко к сердцу и легко расстраиваются. Они чаще всего неспособны к агрессивным ответам, "всё держат в себе", не выражая своих чувств и переживаний.
        10. Поступление в школу. Это серьёзное испытание для детей. Новая ситуация, окружение, требования. Страх сделать не то и не так, быть осуждённым, наказанным. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, неуверенные в себе, боятся не оправдать надежд своих родителей.
        
        В чём проявляется возникновение страха, возрастающего беспокойства?
        Частые ответы на этот вопрос: Внутри всё холодеет, "тело наливается свинцом", ладони становятся влажными.
 
         Но, к сожалению, ощущения ребёнка нам недоступны. По каким внешним признакам мы можем понять, испытывает ли в данный момент ребёнок страх?
-ребёнок теряется, когда его спрашивают,
-не находит нужных слов для ответа на вопросы, -говорит дрожащим голосом, а часто замолкает совсем
-он может совершать много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным,
-выражение его лица становится испуганным.
 
         Как можно помочь ребёнку избавиться от уже существующих страхов и предотвратить появление новых?
 
         1. Совместное рисование с ребенком поможет не только понять интересы, увлечения детей, но и особенности их темперамента, переживания и преследующего его страха.
 
         2. Понаблюдайте за тем, что рисует ваш ребенок, какие краски при этом выбирает. И не паникуйте, если рисунки Вам покажутся «ужасными». Может быть, ребенок таким образом «борется» со своими страхами. Спокойно спросите его, что он нарисовал, что чувствуют герои картины. Спросите, нужна ли помощь его героям, можно ли Вам присоединиться и порисовать вместе? Попросите ребенка нарисовать картины на тему "В школе", "На улице, во дворе". Очень важно понять, как ребёнок располагает фигуры сверстников и себя. Если на рисунке мало сверстников, это указывает на затруднения в установлении дружеских, устойчивых контактов.
 
        В рисунках на тему "Самое хорошее или самое плохое" ребёнку предоставляется возможность выбора событий, происходивших с ним. Большинство детей предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее, некоторые дети рисуют неприятные события. В таком случае надо обратиться к психологу. Не меньшую тревогу у родителей должно вызвать и преобладание в рисунках серых и тёмных тонов, что подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми он не может справиться самостоятельно. А яркие, светлые и насыщенные краски, наоборот, указывают на активный жизненный тонус и оптимизм.
 
        Следует обратить внимание на то, КАК рисует ребёнок. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков, явные дорисовки показывают на решительность и уверенность в себе ребенка. Изображение нечёткое, смазанное, большое количество отчётливых, но непересекающихся линий указывает на повышенную возбудимость. В некоторых рисунках дети рисуют очень мало, что говорит об их медлительности или о беспокойстве. Возможно, что ребенок предпочитает другие виды деятельности. Итак, как говорил Марк Теренций Варрон «Смелым судьба помогает».
 
      В Ваших руках, уважаемые взрослые, будущее Ваших детей. Насколько ребенок, став взрослым сможет справиться с трудностями, сегодня  зависит от Вас.
                                              Удачи Вам и терпения!
 
 
 
 
Категория: В кресле у психолога | Добавил: doverie-lomonosov (31.01.2012)
Просмотров: 569 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Используются технологии uCoz