Воскресенье, 19.11.2017

Меню сайта
Меню сайта
Консультация у дефектолога [1]
В кресле у психолога [14]
Логопедия: вопрос-ответ [11]
Социальный педагог рекомендует [4]
Публичный отчет [5]
Отчет о работе центра
Программы [0]
Меню сайта
Оцените мой сайт
Всего ответов: 114
Меню сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Меню сайта
Главная » Статьи » В кресле у психолога

Деятельность педагога по профилактике зависимого поведения учащихся

Деятельность педагога по профилактике зависимого поведения учащихся.

дети

Лев Семенович Выготский утверждал, что история поведения человека начинается с момента его рождения. В своем индивидуальном развитии человек проходит путь от слияния с целым и зависимости от него к обретению независимости. Зависимость на первой стадии жизни является естественным состоянием, начальной координатой формирования личности. В ходе развития ребенок постепенно освобождается от этой зависимости, проходя ряд этапов, критических точек, решая задачи каждого возрастного периода.

Однако вопрос о зависимом поведении сегодня приобретает совершенно иные масштабы и требует рассмотрения с иной точки зрения. Причина в том, что список легко доступных объектов зависимости расширяется:

  • различные вещества;

  • процессы;

  • источники информации и эстетического наслаждения (компьютерная зависимость, игровая зависимость) и пр.

Не оставляет сомнений факт необходимости превентивной работы. Образовательное учреждение представляет собой базу для проведения профилактических мероприятий со специфическими группами, возможно имеющими повышенный риск зависимого поведения. Именно школа является одним из немногих воспитательных пространств, где сохранилась возможность воздействовать на убеждения и позицию подрастающего поколения, где есть возможность общения, где работают люди, которые могут стать грамотными проводниками в сложном, но крайне важном вопросе.

Согласно классификации Всемирной Организации Здравоохранения, все профилактические мероприятия делятся на три вида:

  • первичная профилактика;

  • вторичная профилактика;

  • третичная профилактика.

Первичная (социальная) профилактика является самым массовым видом. Ее основой является формирование установок на здоровый образ жизни.

Задачей вторичной профилактики является как можно более раннее выявление тех групп, у которых уже имеются пробы психоактивных веществ и в связи с этим есть угроза развития заболевания, связанного с возникновением химической зависимости.

Третичная (медицинская) профилактика направлена на выздоровление, предупреждение перехода заболевания в более тяжелую стадию, на предупреждение обострений заболевания, снижение уровня временной нетрудоспособности, инвалидности, смертности.

Исследуя эффективность превентивной деятельности, следует отметить, что результативность именно первичной профилактики наиболее значима. Только такая работа – с условно здоровыми детьми – может привести к определенному успеху в деле действительного уменьшения роста разного рода зависимостей.

Как на практике осуществить первичную превенцию?

Анализируя сегодняшнюю социально-экономическую ситуацию в стране, можно с уверенностью сказать, что встреча с зависимостью для подростка – реальность. Единственным выходом для него может стать обучение социально-психологическим навыкам: ответственности за свое поведение, постановке целей, критическому мышлению, положительному взаимодействию с окружающими, поведению в стрессовых ситуациях и ситуации выбора, принятия решений, развитию положительного самосознания и положительной «Я-концепции». Наличие этих жизненных навыков сделать выбор в пользу здорового образа жизни.

Компонентами работы по профилактике зависимого поведения являются:

  1. Специфический компонент: информация о разных видах и формах зависимого поведения.

  2. Неспецифический компонент: любые формы деятельности, способствующие формированию у учащихся позитивных убеждений в необходимости сохранения собственного здоровья, поиска ресурсного развития личности, а также формирование социально-психологической компетентности.

  3. Альтернативный компонент: создание в рамках образовательного учреждения альтернативной среды, способной удовлетворить все личностные потребности учащихся.

Основными характеристиками, определяющими эффективность профилактической работы является комплексность, системность и дифференцированный подход.

Деятельность, направленная на семью, всегда имеет больший эффект, чем направленная только на родителей или только на детей. Без привлечения родителей говорить об эффективности любых проводимых профилактических мероприятий бессмысленно.

Работа по профилактике в образовательном учреждении требует также привлечения к ней всего педагогического коллектива. Можно рекомендовать проведение в течение учебного года тематических методических объединений учителей начального и среднего звена школы по освещению возрастных особенностей младшего школьного и подросткового возраста, по проблемам взаимодействия учителя и учащихся и профилактике девиантного поведения, по различным аспектам оказания психолого-педагогической помощи родителям в воспитании детей и подростков.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что любая работа по профилактике требует постоянного воздействия на формирующиеся представления, убеждения учащихся по отношению к определенным жизненным ценностям (например, таким, как здоровье человека и стремление его сохранить), поэтому профилактическое воздействие должно осуществляться на всем протяжении учебно-воспитательного процесса.

дети

Категория: В кресле у психолога | Добавил: doverie-lomonosov (22.12.2009)
Просмотров: 1804 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Используются технологии uCoz