Пятница, 26.04.2024

Меню сайта
Меню сайта
Консультация у дефектолога [1]
В кресле у психолога [14]
Логопедия: вопрос-ответ [11]
Социальный педагог рекомендует [4]
Публичный отчет [5]
Отчет о работе центра
Программы [0]
Меню сайта
Оцените мой сайт
Всего ответов: 114
Меню сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Меню сайта
Главная » Статьи » В кресле у психолога

Дидактопатия, как причина школьной неуспеваемости

Педагог-психолог ГБОУ ЦППРК "Доверие" Наталья Юрьевна Бакунчик 

Н.С. Говоров, в конце 90г. ХХ века вводит в медицинскую психологию новое понятие – «дидактопатия». Ученый считает эту особенность угасания интереса к познанию (в частности, к обучению) одной из причин, приводящей к серьезной социальной патологии.

Дидактопатия проявляется только в процессе неправильного общения с ребенком. Так, один человек ( взрослый) не дает другому человеку ( ребенку) развить и усовершенствовать свои психические функции. В процессе такого разрушительного для психики ребенка общения, у растущего человека пропадает интерес к познанию окружающего мира, преобладают негативные эмоции и, как следствие, отравляется «вкус к жизни».

Например, родители часто заставляют слабоуспевающего в школе ребенка «зубрить» часами трудный для него учебный материал. В процессе такого запоминания, «не можешь понять – заучи, расскажи на уроке и забудь», родители активизируют только процесс механической памяти, что не позволяет усвоить материал глубоко и осознанно.  А часто приводит к обратному результату – чем дольше учит - тем хуже ему становится. Такое обучение приводит к тому, что отдельные темы изучаемого предмета «вызубрены», но не поняты. Нарушается логика целостного восприятия предмета. Такому ребенку нужны занятия по развитию мышления и речи основанные на игровых технологиях. Правильно подобранные упражнения дадут положительный результат, как в усвоении учебных дисциплин, так и в формировании положительного (радостного) восприятия самого процесса обучения. Путь «зубрежки» не только наиболее примитивный в подходе к обучению, но и самый разрушительный для психики.

Близкий по смыслу термин – «дидактогения».  Патогенность учебного процесса, наносящая психическую травму ученику, приводящая к психическим заболеваниям «дидактопатией» разной степени тяжести.

Развивается и обостряется в процессе учебы, порождая учебную неуспеваемость, отвращение к самому процессу учебы и к отказу от нее.

Правило 1.

Хорошее рабочее настроение(учителя и ученика) при выполнении учебных заданий – залог успеха в обучении.

Правило 2.

В случае серьезных затруднений в учебе следует обратиться к специалистам: психологу, неврологу, логопеду, дефектологу для определения причин неуспеваемости.

Часто неуспевающие по разным учебным дисциплинам дети, пытаясь оправдать ожидания родителя и учителя, начинают избегать неприятных ситуаций собственного «провала». Так же боятся, стесняются осуждения и «позора» со стороны одноклассников. В таких случаях ребенок использует психологические защитные механизмы – ложь во спасение, прогулы уроков, как способ избежать двойки или порицания, обижается на всех и становится агрессивным, неуправляемым, уходит в себя или ищет компанию (часто состоящую из таких же озлобленных, отверженных и потерянных), где его принимают и понимают.

Взрослые в таких случаях часто применяют 2 способа реагирования: «палочно-репрессивный» метод - запреты, угрозы, двойки, скандалы и «либерально-попустительский» метод - воспитательные меры ограничиваются несколькими беседами по-душам, взятием обещаний с ребенка, что больше такого не повторится и перекладыванием на него ответственности за случившееся целиком и полностью. Контроль за ситуацией ведется непланомерно, конкретная помощь ребенку не предлагается. Оба подхода в большинстве случаев не приводят к желаемому результату, ситуация усугубляется, время идет, эмоции накаляются и наступает кризис.

Правило 3.

Проблема ребенка в первую очередь – проблема его родителей и учителей. Именно взрослые должны взять на себя ответственность за происходящее и оказать помощь ребенку. Действовать в интересах ребенка, быть на его стороне, а не пытаться переложить на него всю ответственность.

Учителям следует, не избегать ситуации методом давления на родителей, предлагая сменить образовательный маршрут, а попытаться отрегулировать отношения с ребенком и его семьей. Конечно, все эти шаги займут больше времени, сил, эмоций, а самое главное, не во всех случаях приведут к желаемому результату, но нужно верить в успех и пытаться помочь. Потому, что учитель не только обучает, но и воспитывает. А значит демонстрирует терпение, любовь и заботу.

С другой стороны, в школу ребенок приходит из семьи и дошкольного образовательного учреждения. Т.е. он уже  с рождения мог быть травмирован ( «заражен»), если можно так выразиться, дидактопатией. В таких случаях у ребенка не сформированы социальные функции общения, слабая познавательная активность. Педагогу, порой, не на что опереться в своей работе с таким ребенком, учитывая, что есть еще проблема комплектации классов ( 25-30 человек). Осуществлять индивидуально-личностный подход в таких условиях весьма затруднительно.

Правило 4.

            В случаях затяжного кризиса в обучении родителям следует подумать о другом образовательном маршруте для своего ребенка. Специальные, коррекционные, малокомплектные школы с подготовленным для работы с «особыми» детьми предназначены для того, чтобы помочь таким детям получить образование в комфортной, щадящей их психику образовательной среде.

            В случаях, когда родители не хотят признать, что их ребенок нуждается в другом педагогическом подходе, нежели предлагает массовая школа, возникает множество конфликтов. В проблему ребенка с дидактопатией включаются родственники, администрация ОУ, учителя, родители, психологи, медицинские специалисты, социальные педагоги и пр. Т.е. мы снова выходим на проблему семьи.

            Чем быстрее в семье примут проблему и станут ее решать, тем скорее пойдет процесс возвращения ребенка к социально-приемлемым формам поведения и процессу обучения. Часто семья обращается к специалистам на таком уровне запущенности проблем, что ни один узкий специалист помочь уже не в состоянии.

            Проблема дидактопатии как никогда остро актуализируется на современном этапе. Если взрослые – родители, воспитатели в детских садах справятся с задачей воспитания и обучения посредством игры, правильно социализируют малыша, то в школе с обучением ребенок сможет справиться сам.

 Литература:

1. Чанникова Н.В. и Яковлева Н.Л. На одном языке с ребенком или игра по правилам.,СПб.:»Интан»,2010г.

2. Говоров Н.С., Поташевич Т.Г. Методическое пособие «Социально-психологические проблемы интеграции инвалидов в обществе». Вестник Говоровского ислледовательского Центра «Человек-Среда-Общество», бюллетень №1-4, 2010г.

3.Бюнгер В.П., поташевская Т.Г..: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения -2005»

Категория: В кресле у психолога | Добавил: doverie-lomonosov (20.11.2013)
Просмотров: 1795 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Используются технологии uCoz