Педагог-психолог ГБОУ ЦППРК "Доверие" Наталья Юрьевна Бакунчик Н.С.
Говоров, в конце 90г. ХХ века вводит в медицинскую психологию новое понятие –
«дидактопатия». Ученый считает эту особенность угасания интереса к познанию (в
частности, к обучению) одной из причин, приводящей к серьезной социальной
патологии.
Дидактопатия
проявляется только в процессе неправильного общения с ребенком. Так, один
человек ( взрослый) не дает другому человеку ( ребенку) развить и
усовершенствовать свои психические функции. В процессе такого разрушительного
для психики ребенка общения, у растущего человека пропадает интерес к познанию
окружающего мира, преобладают негативные эмоции и, как следствие, отравляется «вкус
к жизни».
Например,
родители часто заставляют слабоуспевающего в школе ребенка «зубрить» часами
трудный для него учебный материал. В процессе такого запоминания, «не можешь
понять – заучи, расскажи на уроке и забудь», родители активизируют только
процесс механической памяти, что не позволяет усвоить материал глубоко и осознанно.
А часто приводит к обратному результату
– чем дольше учит - тем хуже ему становится. Такое обучение приводит к тому,
что отдельные темы изучаемого предмета «вызубрены», но не поняты. Нарушается
логика целостного восприятия предмета. Такому ребенку нужны занятия по развитию
мышления и речи основанные на игровых технологиях. Правильно подобранные
упражнения дадут положительный результат, как в усвоении учебных дисциплин, так
и в формировании положительного (радостного) восприятия самого процесса обучения.
Путь «зубрежки» не только наиболее примитивный в подходе к обучению, но и самый
разрушительный для психики.
Близкий
по смыслу термин – «дидактогения». Патогенность учебного процесса, наносящая
психическую травму ученику, приводящая к психическим заболеваниям «дидактопатией» разной степени тяжести.
Развивается
и обостряется в процессе учебы, порождая учебную неуспеваемость, отвращение к
самому процессу учебы и к отказу от нее.
Правило
1.
Хорошее рабочее
настроение(учителя и ученика) при выполнении учебных заданий – залог успеха в
обучении.
Правило
2.
В случае серьезных
затруднений в учебе следует обратиться к специалистам: психологу, неврологу,
логопеду, дефектологу для определения причин неуспеваемости.
Часто
неуспевающие по разным учебным дисциплинам дети, пытаясь оправдать ожидания
родителя и учителя, начинают избегать неприятных ситуаций собственного
«провала». Так же боятся, стесняются осуждения и «позора» со стороны
одноклассников. В таких случаях ребенок использует психологические защитные механизмы
– ложь во спасение, прогулы уроков, как способ избежать двойки или порицания,
обижается на всех и становится агрессивным, неуправляемым, уходит в себя или
ищет компанию (часто состоящую из таких же озлобленных, отверженных и
потерянных), где его принимают и понимают.
Взрослые
в таких случаях часто применяют 2 способа реагирования: «палочно-репрессивный»
метод - запреты, угрозы, двойки, скандалы и «либерально-попустительский» метод
- воспитательные меры ограничиваются несколькими беседами по-душам, взятием
обещаний с ребенка, что больше такого не повторится и перекладыванием на него
ответственности за случившееся целиком и полностью. Контроль за ситуацией
ведется непланомерно, конкретная помощь ребенку не предлагается. Оба подхода в
большинстве случаев не приводят к желаемому результату, ситуация усугубляется,
время идет, эмоции накаляются и наступает кризис.
Правило
3.
Проблема
ребенка в первую очередь – проблема его родителей и учителей. Именно взрослые
должны взять на себя ответственность за происходящее и оказать помощь ребенку.
Действовать в интересах ребенка, быть на его стороне, а не пытаться переложить
на него всю ответственность.
Учителям
следует, не избегать ситуации методом давления на родителей, предлагая сменить
образовательный маршрут, а попытаться отрегулировать отношения с ребенком и его
семьей. Конечно, все эти шаги займут больше времени, сил, эмоций, а самое
главное, не во всех случаях приведут к желаемому результату, но нужно верить в
успех и пытаться помочь. Потому, что учитель не только обучает, но и
воспитывает. А значит демонстрирует терпение, любовь и заботу.
С
другой стороны, в школу ребенок приходит из семьи и дошкольного
образовательного учреждения. Т.е. он уже
с рождения мог быть травмирован ( «заражен»), если можно так выразиться,
дидактопатией. В таких случаях у ребенка не сформированы социальные функции
общения, слабая познавательная активность. Педагогу, порой, не на что опереться
в своей работе с таким ребенком, учитывая, что есть еще проблема комплектации
классов ( 25-30 человек). Осуществлять индивидуально-личностный подход в таких
условиях весьма затруднительно.
Правило
4.
В
случаях затяжного кризиса в обучении родителям следует подумать о другом
образовательном маршруте для своего ребенка. Специальные, коррекционные,
малокомплектные школы с подготовленным для работы с «особыми» детьми
предназначены для того, чтобы помочь таким детям получить образование в
комфортной, щадящей их психику образовательной среде.
В случаях, когда родители не хотят признать, что их
ребенок нуждается в другом педагогическом подходе, нежели предлагает массовая
школа, возникает множество конфликтов. В проблему ребенка с дидактопатией
включаются родственники, администрация ОУ, учителя, родители, психологи, медицинские
специалисты, социальные педагоги и пр. Т.е. мы снова выходим на проблему семьи.
Чем быстрее в семье примут проблему и станут ее решать,
тем скорее пойдет процесс возвращения ребенка к социально-приемлемым формам
поведения и процессу обучения. Часто семья обращается к специалистам на таком
уровне запущенности проблем, что ни один узкий специалист помочь уже не в
состоянии.
Проблема дидактопатии как никогда остро актуализируется
на современном этапе. Если взрослые – родители, воспитатели в детских садах
справятся с задачей воспитания и обучения посредством игры, правильно
социализируют малыша, то в школе с обучением ребенок сможет справиться сам.
Литература:
1. Чанникова Н.В. и
Яковлева Н.Л. На одном языке с ребенком или игра по правилам.,СПб.:»Интан»,2010г.
2. Говоров Н.С.,
Поташевич Т.Г. Методическое пособие «Социально-психологические проблемы
интеграции инвалидов в обществе». Вестник Говоровского ислледовательского
Центра «Человек-Среда-Общество», бюллетень №1-4, 2010г.
3.Бюнгер В.П.,
поташевская Т.Г..: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские
чтения -2005»
|