Анастасия Олеговна Волкова, педагог-психолог ГБОУ ЦППРК "Доверие" Памятка «Как сохранить
психическое здоровье ребенка»
• Всегда находите время поговорить с ребенком.
Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности,
обсуждайте их, давайте советы.
• Не оказывайте нажима на
ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его
право на собственное мнение.
•Научитесь относиться к ребенку
как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным
опытом.
• Не унижайте ребенка криком,
исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
• Не требуйте от ребенка
невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой.
Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
• Осознайте, что
взрослеющий подросток не всегда адекватен своих поступках в силу
физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
• Не сравнивайте ребенка с
другими, более успешными детьми этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним
же самим, но менее успешным.
• Следите за выражением своего
лица, когда общаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие
глаза, искаженное лицо - «психологическая пощечина» ребенку.
Язык непринятия ребёнком
·
Отказ от объятий;
·
Негативная оценка личности;
·
Сравнение не в лучшую сторону;
·
Указание на не соответствие родительским
ожиданиям;
·
Игнорирование;
·
Команды;
·
Приказы;
·
Подчёркивание неудачи;
·
Оскорбление;
·
Угроза;
·
Наказание;
·
«Жёсткая мимика»;
·
Угрожающие жесты;
·
Негативные интонации.
Язык
принятия ребёнком
·
Оценка поступка, а не личности;
·
Похвала;
·
Комплимент;
·
Ласковые слова;
·
Поддержка;
·
Выражение заинтересованности;
·
Сравнение с самим собой;
·
Одобрение;
·
Согласие;
·
Позитивные телесные контакты;
·
Улыбка;
·
Контакт глаз;
·
Доброжелательные контакты;
·
Эмоциональное присоединение;
·
Поощрение;
·
Выражение своих чувств;
·
Отражения чувства ребёнка.
В мире много
соблазнов, есть несколько простых советов, которые помогут справиться с давлением окружающих.
ВОЗМОЖНЫЕ
СПОСОБЫ ОТКАЗА:
1.
Если хотите в
чем – либо отказать человеку, четко и однозначно скажите ему « НЕТ». Объясните
причину отказа, но не извиняйтесь слишком долго. 2.
Отвечайте без
паузы – так быстро, как только это вообще возможно. 3.
Настаивайте
на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно. 4.
Попросите
объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите. 5.
Смотрите на
человека, с которым говорите. Наблюдайте, есть ли в его поведении, какие – либо
признаки неуверенности к себе. Следите за его позой, жестами, мимикой (
дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т.д.).
6.
Не
оскорбляйте и не будьте агрессивными.
Тест
«Искусство воспитания» Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них
одним из трех слов: «да», «нет», «отчасти, иногда». «Да» – 2 балла; «отчасти,
иногда» – 1 балл, «нет» – 0 баллов. 1. Считаете
ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми? 2. Говорят
ли с вами дети «по душам», советуются ли по личным делам? 3. Интересуются
ли они вашей работой? 4. Знаете
ли вы друзей ваших детей? 5. Участвуют
ли дети вместе с вами в хозяйственных делах? 6. Проверяете
ли вы, когда они учат уроки? 7. Есть
ли у вас общие с ними дела, занятия и увлечения? 8. Участвуют
ли дети в подготовке к семейным праздникам? 9. Во
время проведения детских праздников предпочитают ли ребята, чтобы вы были с
ними, а не уходили из дома? 10. Обсуждаете
ли вы с детьми прочитанные книги? 11. А
телевизионные передачи и фильмы? 12. Бываете
ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах? 13. Участвуете
ли вместе с детьми в прогулках, лыжных походах? 14. Предпочитаете
ли проводить отпуск вместе с детьми? Более
20 баллов: ваши отношения с детьми в основном можно считать
благополучными. С
10 до 20 баллов: отношения можно оценить как
удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как
они должны быть улучшены и чем дополнены.
Менее
10 баллов: ваши контакты с детьми явно недостаточны.
Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
|