Среда, 20.09.2017

Меню сайта
Меню сайта
Консультация у дефектолога [1]
В кресле у психолога [14]
Логопедия: вопрос-ответ [11]
Социальный педагог рекомендует [4]
Публичный отчет [5]
Отчет о работе центра
Программы [0]
Меню сайта
Оцените мой сайт
Всего ответов: 113
Меню сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Меню сайта
Главная » Статьи » В кресле у психолога

Вовлечение несовершеннолетних в деятельность групп экстремистской направленности
Поведение подростков на протяжении веков является предметом серьезного внимания со стороны взрослых, к нему предъявляются строгие, часто завышенные требования. Определения «испорченные», «развратные», «ужасные» по отношению к подросткам и молодежи модно найти в текстах античных философов, средневековых учителей и представителей эпохи Просвещения.
В целом «неформальные молодежные объединения» - это не юридическое понятие, пришедшее из публицистики 80-х годов как противовес «формальным», то есть официально определенным (зарегистрированным), организациям.
С правовой точки зрения такая форма объединения не является юридическим лицом.
У неформального молодежного объединения отсутствуют обязательные, юридически определенные атрибуты общественного объединения: устав, учредители, и многое другое.
Более того, неформальные молодежные объединения не стремятся регистрировать себя в качестве юридического лица, не уведомлять о своем создании.
В середине 90-х годов понятие «неформальное объединение» стало восприниматься как своего рода анахронизм, слово из исторической лексики перестройки. Однако в начале ХХI века в ситуации изменения социально-политического климата в России данное понятие вновь стало довольно активно использоваться не только в официальном языке, но и молодежной среде.
В последние годы отмечено активным использованием понятие «молодежная субкультура». Данное понятие выработано уже не публицистами, а учеными.
Рассматривая отношение между неформальной молодежной организацией и молодежной субкультурой, можно определить следующую иерархию:

культура общества в целом
молодежная субкультура
неформальное молодежное объединение

Девиантный путь развития многих неформальных групп может формировать представление, что само членство в подобных группах является знаком девиантности самого подростка. Это не так. Присоединение к неформальной группе – нормальный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие подростка в неформальные группы, оцениваются большинством исследователей как естественные для данного возраста.
В исследовании Н.Ю. Синягиной на вопрос о причинах, которые могли бы привести подростка в группировку, были даны следующие ответы: 1 место – одиночество (27%) и непонимание родителей (24%); 20% опрошенных указали на конфликты с родителями.
Опрошенные подростки выделяют черты характера, которые нравятся им в подростках из группировок. Привлекают такие качества как умение отстоять себя (54%), смелость (40%), независимость (35%).
Фундаментальной является возрастная потребность в обособлении, автономизации, проявляющаяся в стремлении подростка к самостоятельности, независимости, поиске возможности культуротворчества (изобретение знаков, ритуалов, отличных от предлагаемых взрослыми).
В исследовании Центра социологии образования РАО среди причин позитивного отношения к неформальным объединениям подростки чаще всего называют тот факт, что они «дают возможность для самовыражения».
Существенны такие мотивы как подражание, группирование для достижения прагматических целей, потребность в общении. 13% опрошенных школьников считают, что НМО дают возможность познакомиться с интересными людьми.
Обращаясь к социально-психологическим факторам, можно выделить следующие:
  • потребность людей в объединении;
  • потребность людей в психологической защите;
  • потребность быть «понятыми»;
  • потребность в самоутверждении.
В группе подросток обретает защиту в разных ее проявлениях: психологическую, физическую, моральную, материальную.
Более того, в группе работает механизм компенсации. То есть подросток, будучи не успешен в обществе, обретает возможность быть успешным в группе. Ощущение защищенности, приобретаемое в группе, повышает его самооценку, уверенность в себе.
Немаловажен так называемый «терапевтический эффект»: терапия выслушивания дуг друга, эмоциональное отреагирование, поддержка инсайтов, исповеди, обмен жизненным опытом, советы, разработка сценариев и пр.
В уличной группировке подросток обретает свободу от целого ряда ограничений: социальных, моральных, культурных.
Членство в группе обеспечивает доступ к информации, которую подросток по той или иной причине не получает от взрослых.
Очень серьезной привлекательностью обладает честность и искренность отношений (зачастую иллюзорная). В таких сообществах нет двойной морали, поэтому нормы и ценности кажутся подросткам наиболее справедливыми.
Функции НМО можно сравнить с функциями суррогатной семьи:
  • создание и поддержание психологической безопасности;
  • безусловное принятие;
  • поддержание самооценки и чувства значимости;
  • переживание чувства любви со строны окружающих;
  • антистрессовая функция;
  • развитие самостоятельности и инициативы;
  • установление и поддержание психологически близких отношений;
  • совместный интересный досуг.
Педагог-психолог Евградова Т.В.
Категория: В кресле у психолога | Добавил: doverie-lomonosov (23.03.2010) | Автор: Евградова Т.В.
Просмотров: 1105 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Используются технологии uCoz