Поведение подростков
на протяжении веков является предметом
серьезного внимания со стороны взрослых,
к нему предъявляются строгие, часто
завышенные требования. Определения
«испорченные», «развратные»,
«ужасные» по отношению к подросткам
и молодежи модно найти в текстах античных
философов, средневековых учителей и
представителей эпохи Просвещения.
В целом «неформальные
молодежные объединения» - это не
юридическое понятие, пришедшее из
публицистики 80-х годов как противовес
«формальным», то есть официально
определенным (зарегистрированным),
организациям.
С правовой точки
зрения такая форма объединения не
является юридическим лицом.
У неформального
молодежного объединения отсутствуют
обязательные, юридически определенные
атрибуты общественного объединения:
устав, учредители, и многое другое.
Более того, неформальные
молодежные объединения не стремятся
регистрировать себя в качестве
юридического лица, не уведомлять о своем
создании.
В
середине 90-х годов понятие «неформальное
объединение» стало восприниматься
как своего рода анахронизм, слово из
исторической лексики перестройки.
Однако в начале ХХI
века в ситуации изменения
социально-политического климата в
России данное понятие вновь стало
довольно активно использоваться не
только в официальном языке, но и молодежной
среде.
В последние годы
отмечено активным использованием
понятие «молодежная субкультура».
Данное понятие выработано уже не
публицистами, а учеными.
Рассматривая отношение
между неформальной молодежной организацией
и молодежной субкультурой, можно
определить следующую иерархию:
культура общества
в целом
молодежная субкультура
неформальное
молодежное объединение
Девиантный путь
развития многих неформальных групп
может формировать представление, что
само членство в подобных группах является
знаком девиантности самого подростка.
Это не так. Присоединение к неформальной
группе – нормальный выбор подростка.
Исходные мотивы, приводящие подростка
в неформальные группы, оцениваются
большинством исследователей как
естественные для данного возраста.
В
исследовании Н.Ю. Синягиной на вопрос
о причинах, которые могли бы привести
подростка в группировку, были даны
следующие ответы: 1 место – одиночество
(27%) и непонимание родителей (24%); 20%
опрошенных указали на конфликты с
родителями.
Опрошенные
подростки выделяют черты характера,
которые нравятся им в подростках из
группировок. Привлекают такие качества
как умение отстоять себя (54%), смелость
(40%), независимость (35%).
Фундаментальной
является возрастная потребность в
обособлении, автономизации, проявляющаяся
в стремлении подростка к самостоятельности,
независимости, поиске возможности
культуротворчества (изобретение знаков,
ритуалов, отличных от предлагаемых
взрослыми).
В
исследовании Центра социологии
образования РАО среди причин позитивного
отношения к неформальным объединениям
подростки чаще всего называют тот факт,
что они «дают возможность для
самовыражения».
Существенны
такие мотивы как подражание, группирование
для достижения прагматических целей,
потребность в общении. 13% опрошенных
школьников считают, что НМО дают
возможность познакомиться с интересными
людьми.
Обращаясь
к социально-психологическим факторам,
можно выделить следующие:
потребность
людей в объединении;
потребность
людей в психологической защите;
потребность
быть «понятыми»;
потребность
в самоутверждении.
В
группе подросток обретает защиту в
разных ее проявлениях: психологическую,
физическую, моральную, материальную.
Более
того, в группе работает механизм
компенсации. То есть подросток, будучи
не успешен в обществе, обретает возможность
быть успешным в группе. Ощущение
защищенности, приобретаемое в группе,
повышает его самооценку, уверенность
в себе.
Немаловажен
так называемый «терапевтический
эффект»: терапия выслушивания дуг
друга, эмоциональное отреагирование,
поддержка инсайтов, исповеди, обмен
жизненным опытом, советы, разработка
сценариев и пр.
В
уличной группировке подросток обретает
свободу от целого ряда ограничений:
социальных, моральных, культурных.
Членство
в группе обеспечивает доступ к информации,
которую подросток по той или иной причине
не получает от взрослых.
Очень
серьезной привлекательностью обладает
честность и искренность отношений
(зачастую иллюзорная). В таких сообществах
нет двойной морали, поэтому нормы и
ценности кажутся подросткам наиболее
справедливыми.
Функции
НМО можно сравнить с функциями суррогатной
семьи:
создание
и поддержание психологической
безопасности;
безусловное
принятие;
поддержание
самооценки и чувства значимости;
переживание
чувства любви со строны окружающих;
антистрессовая
функция;
развитие
самостоятельности и инициативы;
установление
и поддержание психологически близких
отношений;
совместный
интересный досуг.
Педагог-психолог Евградова Т.В.
|