Вторник, 17.10.2017

Меню сайта
Меню сайта
Консультация у дефектолога [1]
В кресле у психолога [14]
Логопедия: вопрос-ответ [11]
Социальный педагог рекомендует [4]
Публичный отчет [5]
Отчет о работе центра
Программы [0]
Меню сайта
Оцените мой сайт
Всего ответов: 114
Меню сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Меню сайта
Главная » Статьи » Социальный педагог рекомендует

Межведомственные связи, как одно из направлений социально-педагогической деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних
 Парфенова Марина Юрьевна, 
директор ГБОУ ЦППРК Петродворцового района Санкт-Петербурга "Доверие", 
социальный педагог-реабилитолог, педагог-психолог 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ

 Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе, кризисное состояние экономики, культуры и образования катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей и молодежи,  неизбежно приводят  к увеличению количества и разнообразия трудностей и рисков, с которыми сталкиваются ребенок и его родители в процессе жизни и развития. Как следствие, исследователи отмечают целый ряд негативных тенденций в детской и подростковой  среде. Результаты этих негативных явлений наблюдаются в росте подростковой преступности, в увеличении числа беспризорных и безнадзорных детей, в возрастании масштабов детского алкоголизма и наркомании.

            Государство в лице законодательных органов, издает многочисленные правовые документы, но надежно защитить своих маленьких граждан не в состоянии. В связи с этим подрастающее поколение вынуждено адаптироваться в настоящих условиях, исходя из сложившейся ситуации. Результаты такого вживания в окружающую среду налицо рост преступности среди несовершеннолетних, ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать. Детская смертность в России выше чем в Европе в 3 раза.

            В настоящее время острейшую социально-экономическую и нравственную значимость приобрел феномен социального сиротства и детской безнадзорности. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, в феврале 2006 года в России было 715 тысяч безнадзорных детей.  Но это только дети, попавшие в поле зрения социальных служб. Экспертные оценки количества беспризорных и безнадзорных значительно выше. По данным аналитического доклада, представленного фондом «Развитие социальных инноваций» (А.А.Реан), их количество оценивалось примерно в 2 млн. детей в С-Пб около 30 тысяч. В то же время, к числу важнейших  негативных новообразований   должно быть отнесено  распространение феномена неучастия семьи в жизни своего ребенка, а детей в своей собственной жизни. По различным данным, начиная с 2001 года,  в России насчитывается около 450 тысяч семей, характеризуемых как семьи в социально опасном положении.

            По-прежнему высокой остается планка подростковой преступности.   96 тысяч детей и подростков стали жертвами преступлений, 24 тысячи детей числятся без вести пропавшими, около 2 млн. подростков не посещают школу по разным причинам, не имеют соответствующего возрасту образования и, скорее всего, по уровню знаний не смогут продолжить профессиональное образование после девятого класса или даже не получат аттестат о неполном среднем образовании. Растет количество детей и подростков, которые покончили жизнь  самоубийством. Растет количество воспитанников в сиротских учреждениях, почти все они имеют родителей. После выхода из детских домов 30% этих ребят становятся бомжами, 2% преступниками, 10% заканчивают жизнь самоубийством. Такова официальная статистика, но реальное положение дел возможно еще тревожнее. Поэтому в настоящее время многократно возросла роль специалистов, уполномоченных работать с несовершеннолетними. Важнейшей частью этой деятельности является взаимодействие различных структур и ведомств по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Тема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  – многогранная и многоаспектная проблема. Ею занимаются представители многих областей знания: педагоги, психологи, психотерапевты, наркологи, социологи, валеологи, юристы, криминологи и др.

Обозначенные проблемы находятся в поле внимания государства. Нормативно-правовую базу исследования составили 120 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», 95 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения», ФЗ «Об основных  гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также международные документы, регулирующие нормы помощи детям в трудной жизненной ситуации. Данные документы,  регламентируя вопросы помощи и поддержки детей, фактически сформировали общегосударственную технологию работы с детьми группы риска.

            В ст. 4 Федерального Закона № 120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определен перечень органов и учреждений, входящих в систему профилактики.

1.      КДН и ЗП,

2.      органы управления социальной защиты населения,

3.      органы управления образованием,

4.      органы опеки и попечительства,

5.      органы по делам молодежи,

6.      органы управления здравоохранением,

7.      органы службы занятости,

8.      органы внутренних дел.

Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике правонарушений несовершеннолетних представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов для обеспечения эффективности работы в данном направлении.

1.    классный руководитель представляет социальному педагогу данные о подростке, находящемся в трудной жизненной ситуации по следующим позициям:

- участие учащегося в общественной жизни класса,

- позитивные качества личности,

- досуговые предпочтения,

- каково влияние семьи,

- имеют ли место конфликты в классе и их причины,

- какая работа проводилась с подростком и насколько результативно

2.      социальный педагог:

- приводит все сведения в систему,

- проводит консультации, собеседование с подростком , одноклассниками, педагогами и семьей,

- посещает уроки, на которых возникают проблемы,

- ставит социальный диагноз,

- привлекает к сотрудничеству психолога.

3.      заместитель директора по ВР в случае отсутствия положительного результата работы, проведенной классным руководителем, социальным педагогом и психологом организует педконсилиум с участием учителей-предметников, классного руководителя, социального педагога, психолога.

4.      директор школы осуществляет координацию усилий всех выше перечисленных участников взаимодействия, в случае необходимости принимает решение:

- о приглашении подростка с родителями на заседание Совета по профилактике,

- ходатайстве перед ОДН,

- направлении подростка на КДН и ЗП,

- вынесение вопроса на педсовет для обсуждения и принятия коллегиального решения.

 

Алгоритм деятельности

социального педагога по предупреждению правонарушений и безнадзорности.

1.       На 15 сентября составить по представлению классных руководителей социальный паспорт школы, к которому приложить списки учащихся  всех групп «риска».

2.       На педсовете школы ознакомить педагогический коллектив с особенностями контингента учащихся текущего учебного года (не называя фамилий). Совместно с психологом разработать методику работы и стиль взаимоотношений с детьми и родителями разных категорий.

3.        Дать рекомендации учителям и классным руководителям.

4.       В течение сентября проверить сроки постановки и ориентировочного снятия с учета учащихся (внутришкольного и ОДН). Проверить карты индивидуальной работы и подготовить документы к снятию учащихся с учета. Наметить совместно с классными руководителями и психологом  планы индивидуальной работы с учащимися, остающимися на контроле (учете). (При необходимости провести контрольные посещения на дому, составить  акт обследования).

5.       Еженедельно по представлению классных руководителей составлять отчет для ОО о пропусках уроков без уважительной причины. Оказывать консультативную помощь классным руководителям в выяснении причин пропусков и возвращении детей в школу.

6.       Ежемесячно по представлению классных руководителей составлять отчет для ОО о пропусках учебных дней без уважительной причины и правонарушениях по сообщениям, поступившим из ОДН.

 

Работа с учащимися, находящимися на внутришкольном контроле или в «скрытом» отсеве.

 

Ситуация

Действия социального педагога

1

Учащийся поставлен на внутришкольный контроль за отдельные пропуски занятий или правонарушения (Приложение № 3).

1.Завести карту индивидуальной работы

2.Совместно с классным руководителем и психологом  наметить план работы с ППС сроком на 6 месяцев.

3.Организовать сопровождение ППС. Поставить в известность родителей

4.Каждый месяц отслеживать состояние ситуации.

5.Через 6 месяцев провести консилиум (малый педсовет, совещание при директоре), принять решение о снятии с учета или постановке на учет в ОДН. Наметить план дальнейшего сопровождения. В случае необходимости выход в КДН и ЗП, ОО, определение другого образовательного маршрута.

2

Учащийся поставлен на учет в ОДН.

1.       Завести карту индивидуальной работы.

2.       Провести консилиум, наметить план ППС.

3.       Организовать ППС сроком от 6 месяцев до 1 года (и далее в соответствии с п.1).

3

Учащийся отсутствует на уроках в течение месяца.

9.          Социальный педагог совместно с классным руководителем посещают семью, составляют акт обследования, предупреждают родителей об ответственности по ст. 52 Закона об «Образовании», ст. 63, 69, 73 Семейного Кодекса, ст.164 Административного Кодекса.

10.      Готовит документы для ОДН (зарегистрированную копию оставляет у себя).

11.      Готовит письменное уведомление инспектору МО о необходимости осуществления социального воздействия на семью, уклоняющуюся от воспитания ребенка (зарегистрированную копию оставляет у себя).

12.      По истечении месяца и получении письменных ответов из МО и ОДН готовит документы на КДН и ЗП.

4

Пропуски более двух месяцев.

1.       Сбор информации и оформление документов на ограничение или лишение родительских прав, если ребенку исполнилось не 14 лет.

2.       Если учащемуся исполнилось 14 лет, то по заявлению родителей и «согласованию» с ОО возможно направление в другое образовательное учреждение с общеобразовательными классами или в ООО «Новое поколение» с обучением.

3.       При исполнении учащемуся 15 лет по ст.19 Закона об «Образовании» по заявлению родителей ребенок может быть отчислен из ОУ. Для согласования с ОО необходимы документы:

- заявление учащегося

- заявление родителей

- копия трудового договора или справка с места  работы

- выписка из решения педсовета

- приказ об отчислении

4.       При исполнении подростку 18 лет по ст. 19 Закона об «Образовании» по личному заявлению, учащийся может быть отчислен из ОУ без предоставления справки с места работы.

 

 

Основные понятия.

Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

 №120-ФЗ от 24.06.99

Статья 1  Основные понятия

            Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

            безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

            беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

            несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

            семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

            индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении

 

Категория: Социальный педагог рекомендует | Добавил: doverie-lomonosov (28.10.2013)
Просмотров: 2922 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Используются технологии uCoz