Технология
— это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения
на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных
средств и методов их выполнения. Характерными признаками технологии являются:
-
процессуальность как единство целей и методов,
содержания, форм и результатов деятельности;
-
совокупность методов изменения объекта;
-
проектирование процесса изменения.
Социальная
педагогика интенсивно разрабатывает или заимствует технологии из родительских
дисциплин: социальноц работы, социологии, социальной психологии, педагогики. В
связи с этим в арсениле работы социального педагога можно выделить четыре
основные группы технологий:социальной работы, социально-психологические,
социально-медицинские и социально-педагогические.
Социально
— педагогическая технология — это процесс оптимизации обучения и воспитания
путем анализа факторов, повышающих педагогическую эффективность, применение
методов и приемов, а также их оценка. Педагогическая технология помогает
обучать, воспитывать и развивать детей результативно.
Основными
признаками педагогической технологии являются:
-
диагностическое целеобразование;
-
результативность;
-
экономичность;
-
наличие алгоритма;
-
проектируемость;
-
корректируемость;
-
целостность;
-
управляемость.
Это
означает, что педагогические технологии предполагают эффективность работы при
наименьших затратах времени и сил, воспроизводимы в различных условиях, имеют
четко выраженные этапы, связанные между собой, и подвергаются корректировке на
основе обратной связи.
Социальная
технология — это совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых
социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и
социальными работниками для решения различного рода социальных проблем и
обеспечения социальной защиты населения.
Признаками
социальной технологии являются:
-
наличие стратегической программы, в рамках
которой решается конкретная социальная проблема;
-
алгоритм последовательности операций для
достижения конкретного результата;
-
наличие критериев оценки успешной деятельности
специалиста,
-
непрерывность контакта с клиентом;
-
динамизм содержания, форм и методов социальной
работы;
Социально-психологическая
технология — это диагностические и коррекционные процедуры, объектом
которых выступают социально-психологические явления, влияющие на поведение
людей, включенных в различные социальные группы.(Примером является
соц-психологический тренинг для подростков, имеющих коммуникативные проблемы)
Социально-медицинская
технология — совокупность приемов и методов воздействия, направленных на
сохранение здоровья человека и формирование здорового образа жизни.(работа с
ребенком-инвалидом)
Социально-педагогическая
технология работы с подростком в школе.
- Организационная работа.
-
запрос администрации на работу с подростками
(формулирование целей и задач работы с точки зрения администрации);
-
встреча с педагогами, работающими в этих классах
и психологом (получение информации о детях);
-
встреча с родителями(ознакомление с целями
работы, получения их согласия на диагностическую и коррекционную работу);
-
встреча с подростками (формирование мотивации на
совместную работу, презентация программы);
-
проработка полученной информации;
-
планирование деятельности специалистов, подбор
конкретных методик для выполнения поставленных задач.
2.
Диагностические процедуры.
-
исследование личности подростка
а)
личностные особенности (личностный опросник Р. Кеттела);
б)
самооценка подростка;
в)
способности подростка;
г)
характер взаимоотношений (социометрия, метод незаконченных предложений);
д)
профессиональная ориентация (анкетирование родителей и детей);
Социальный педагог вносит данные
в досье подростка, выделяет подростков с проблемами.
Корректировка занятий с учетом
трудностей подростков.
индивидуальная встреча с
родителями подростков, имеющих проблемы (сбор сведений об условиях жизни и
развитии подростков, о предполагаемой профессии)
первичная помощь в решении
проблем, активизация родителей, позитивное вмешательство в развитие подростка.
-
встреча с учителями
совместное обсуждение причин
трудностей подростков и возможности создания щадящих условий обучения.
3.
Занятия (тренинг) для подростков.
а)
Коррекционный класс (тренинг жизненных умений)
б)
Обычный класс (тренинг личностного роста)
4.
Консультативно-методическая работа.
а)
индивидуальная работа социального педагога по запросу подростка.
б)
индивидуальная работа с родителями (проработка проблемы)
в)
выступление социального педагога на малом педагогическом совете, совете по
профилактике (информация о проблемах подростка, о позитивных изменениях в
классе, обсуждение совместных действий, поиск подходов к решению проблемы
взаимоотношений учителей и подростков).
5.
Профориентационная работа.
а)
индивидуальное собеседование с подростком по результатам профдиагностики
(обсуждение профессиональных склонностей и информирование о месте получения
желаемой профессии)
б)
работа с классными руководителями.
Подведение итогов, выделение
функций психологического, медицинского, социального и педагогического
сопровождения проблемных подростков, планирование последующей работы.
Содержательные направления
работы:
- Обучение подростков социально-психологическим навыкам.
- Профилактика зависимостей, формирование критического
отношения к социальным вредностям.
3. Помощь в
создании жизненной стратегии, выборе профессии.