Педагог-психолог ГБОУ ЦППРК "Доверие" Юлия Геннадьевна Жижченко
Биологические и физиологические различия мальчиков и девочек. Различия между мальчиками и девочками начинают проявляться еще при их развитии на стадии беременности. При зачатии мальчика чаще происходят выкидыши. Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. В начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год. Итак, мы знаем, что мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить, при рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения, чем при рождении девочек. По статистике среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек. Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В начальных классах у девочек выше кожная чувствительность. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение, они играют в ограниченном пространстве. Мальчикам для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Особенности мышления мальчиков и девочек.
Мальчики лучше выдвигают новые идеи, они лучше работают, если надо
решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности,
аккуратности исполнения ее невелики. В школе мальчик может найти новое
нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях.
Девочки лучше выполняют задачи типовые, шаблонные, но очень делают все
тщательно, исполнительно. Именно так как требуется в школе. Девочки превосходят мальчиков в речевых заданиях. А у мальчиков лучше развито пространственное мышление. Особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек.
Обычно мальчики более возбудимые, раздражительны, беспокойны,
нетерпеливы, несдержанны и более агрессивны, чем девочки. Интересно, что
родители тоже воспринимают своего ребенка в зависимости от его пола. Так обычно
родители склонны несколько завышать эмоциональность дочерей, и не замечать
эмоциональность сыновей. То есть родители обычно хуже понимают внутренний мир
мальчиков. И если девочкам позволяется проявлять достаточно открыто свои
эмоции, то мальчикам уже с детсадовского возраста начинают внушать, что мужчины
не плачут, не боятся и т.д.
Особенности
общения мальчиков и девочек.
На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее
девочек. С самого раннего возраста они активнее вступают в контакт с другими детьми,
затевают совместные игры и т.д. Хотя возня и силовые игры приносят мальчикам громадное
эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко
игра переходит в драку. Мальчик выбирает, прежде всего, интересную игру, в которой
он может проявить себя; ради этого он вступает в контакт, даже если партнеры ему
не особенно нравятся. Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным
и избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают
в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе делового и игрового взаимодействия,
у них складывается положительная установка, появляется духовная тяга друг к другу.
Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание
совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.
Мальчики чаще играют большими группами, а девочки — по двое или по трое.
При общении со взрослыми мальчики чаще задают вопросы
ради получения какой-то конкретной информации (А какой у нас следующий урок?),
а девочки для установления контакта со взрослыми (А Вы к нам еще придете?). То
есть мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки – на отношения
между людьми. Воспитание детей разного пола.
Как мы увидели, мальчики и девочки достаточно сильно отличаются друг от
друга. Хотя важно упомянуть, что индивидуальные особенности отдельного ребенка
могут пересилить половые особенности. (Так у девочки может быть очень хорошо
развитое пространственное мышление, превосходящее мышление многих мужчин). Но
общая тенденция в целом сохраняется.
Да среди мальчиков чаще встречаются отклонения, среди них больше
трудновоспитуемых и в то же время большинство выдающихся ученых, композиторов,
враче – это мужчины. Стратегия обучения в детском саду и в школе в большей
степени рассчитана на девочек. Не секрет, что большинство педагогов это
женщины. И они часто предлагают такие способы объяснения материала и выполнения
заданий, которые подходят девочкам, но не подходят мальчикам. Также обычно у
учителя лучше контакт с девочками и при ведении урока он больше ориентируется
на них.
У мальчиков период врабатываемости, вхождения в урок, длиннее, чем у
девочек. Девочки обычно после начала занятий быстро набирают оптимальный
уровень работоспособности. Мальчики же раскачиваются долго и на учителя смотрят
редко. При ответе мальчик смотрит на парту или перед собой, и, если знает
ответе, отвечает уверенно, а девочка смотрит в лицо учителю и ищет у них в
глазах подтверждение правильности ее ответа.
Часто, когда мамы или педагоги ругают мальчиков, нагнетая эмоции, они
сердятся оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается
равнодушным к ее словам. Но он не равнодушен. Просто в силу своих эмоциональных
особенностей, он уже дал пик эмоциональной активности на первых минутах
разговора, но в отличие от девочек и женщин он не может долго удерживать
эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен, и чтобы не сломаться,
просто отключает слуховой канал. Он вас уже не слышит. Лучше ограничить длину
нотацию, но сделать ее более емкой по смыслу. Объясните ему ситуацию очень коротко
и очень конкретно – чем же вы недовольны. Это даст лучший результат, чем
длинная эмоциональная нотация. Презентация "Мальчики и девочки"
|